rss · П'ятниця, 16.11.2018, 14:59

Опитування

Дендрологічний парк
1. Відреставрувати парк
2. Мені байдуже
3. Парк і так гарний
4. Допоможу з реставрацією
5. Замість парку будинки
Всього відповідей: 39

Изюминка Граффити: за и против

18.03.2009 06:40
Культура мегаполиса – это огромное и разнообразное явление. Важной ее частью является спонтанная, самодеятельная культура: уличные музыканты, фокусники, скейтеры, художники... И, конечно, в этом ряду нельзя не упомянуть такое массовое, яркое и неоднозначное явление, как граффити. О нем мы и поведем наш разговор.

Что же такое граффити?
В нескольких словах граффити можно охарактеризовать как «рисунки и надписи на стенах». Кто из вас не видел надписей в лифте или на заборах, которые услужливо информируют нас о моральных качествах неизвестных нам Кати или Коли или о том, что в определенную памятную дату здесь был всем знакомый Вася? Строго научно такие надписи тоже относятся к граффити. Но к настоящему времени мы привыкли называть этим словом сложные, многоцветные надписи и картинки, часто занимающие целые стены отдельных домов, выполненные аэрозольными красками. Зачастую эти изображения являются настоящим произведением искусства, и их выполнение требует не только наличия свободного времени и баллончика с краской, но и незаурядного художественного таланта и мастерства. Многие профессиональные художники приложили свою руку к граффити-произведениям в крупнейших городах мира.

История
Первые граффити появились еще в доисторическую эпоху: это наскальные изображения, выбитые камнем или нарисованные охрой и углем. Так что можно со всей уверенностью говорить, что с граффити началась история живописи. В дальнейшем искусство развивалось, цивилизация тоже, но желание простых граждан занести свое имя в анналы истории всегда было неистребимым. Они выбирали достаточно эффективный способ: ученые нашли множество граффити времен древнего Рима. Они представляют собой банальные надписи на стенах домов и общественных построек. К примеру, оцените, сколько экспрессии и гордости в найденных на стенах древней Помпеи надписях: «Здесь я имел много девочек», «Антиох совокуплялся здесь со своей подругой Цитерой», или простое и безобидное: «19 апреля я испек хлеб». На территории египетского храмового комплекса в Гизе тоже найдено множество древних граффити, в основном рассказывающих о древнеегипетских Васях, которые «были здесь». В доколумбовой Америке было найдено много надписей на стенах развалин ацтекских городов, по которым историки частично восстанавливали картину быта и нравов индейцев.

Современное граффити
В конце 1960х годов в Нью-Йорке началась история современного граффити – яркого, веселого и бессмысленного. Подросток по имени Деметриус стал выводить свой творческий псевдоним Taki на стенах и станциях метро по всему Манхэттену. Другие подростки заприметили эти надписи и подумали: «А мы чем хуже?» И понеслось.

Сейчас граффити занимаются два типа людей: бомберы, для которых главное – оставить свои метки как можно в большем количестве мест (качество и фантазия тут не играет никакой роли), и райтеры (они ближе к профессионализму, стиль свой вырабатывают не на улице, а в специальных студиях и создают настоящие произведения искусства).

Стилей письма в современном граффити огромное количество:
- Bubble (буквы круглые, похожи на пузыри, в надписи присутствует максимум 3 цвета),
- Wild Style (буквы абсолютно нечитаемы, в них очень сложно разобраться даже райтерам, а не то что простым людям; такие надписи больше похожи на абстрактный рисунок),
- FX (объемный рисунок – буквы трехмерные, это очень сложно, и делают такие рисунки только очень опытные райтеры. Рисунки сразу становятся местной достопримечательностью, где бы они ни были сделаны),
- Throw Up (вот это стиль бомберов: очень быстро, кривыми линиями – ничего особенного) и многие-многие другие.

Самый распространенный вид граффити – это тэги (изображение букв имени художника, зачастую – не просто несколько букв, а слово целиком). Их делают быстро, технично и помногу. Реже встречаются картинки с изображением людей, предметов, животных или абстрактные композиции.

Социальная проблема
Профессиональные спрэйеры выработали свой кодекс: не рисовать на стенах домов, которые являются памятниками культуры, не трогать жилые дома без договоренности с их хозяевами, ни в коем случае не разрисовывать надгробия и мемориальные стены, не рисовать на машинах и поверх чужих работ. Однако такой законопослушностью «страдают» не все спрэйеры – именно поэтому настенная роспись снискала дурную славу. По сути, граффити не преследуется законом только в том случае, если создание рисунков специально оговорено с городскими властями (иногда власти заказывают «разрисовать» скучные бетонные стены, или развалины зданий, или просто разрешают упражняться в искусстве граффити на зданиях, предназначенных под скорый снос) или с владельцами зданий. Все остальные случаи расцениваются как хулиганство и вандализм. Проблема как раз в том, что уважающие себя райтеры и тем более бомберы ставят своей целью как раз «навредить» – то есть, получить кучу адреналина, разрисовывая стены под носом у полицейских и у прохожих. Они сами говорят, что свободное искусство не продается, и разрешение на него получать не надо. В знак протеста против существующих социальных порядков или из простого хулиганства атакам спрэйеров подвергаются даже поезда и автомобили, вагоны метро. Берлин, кстати, среди райтеров не очень котируется: здесь очень большие открытые пространства, и прятаться тут проблематично. «То ли дело маленькие городки, где в узких улочках и тупиках по ночам абсолютно безлюдно – твори – не хочу!», - говорят «вольные художники».
На борьбу с граффити и на очистку поверхностей от рисунков в Берлине тратятся огромные деньги, а за нелегальное «художество» можно получить 3 года тюремного заключения (по статье, связанной с вандализмом, умышленной порчей чужого имущества и с нанесением материального ущерба) или немаленький штраф (от 40 евро до многих тысяч – в зависимости от важности разрисованного объекта и от размера картинки). Конечно, в случае, если вредитель будет пойман.



Берлинские граффити
В Берлине основную массу создателей «настенной живописи» составляют подростки и молодежь в возрасте от 11 до 20 лет. Они объединены в группы – своеобразный аналог «клубов по интересам». Большие граффити создаются целыми командами райтеров, которые формируются достаточно надолго и постоянно работают вместе.
Берлинская полиция разработала специальный информационный курс для родителей, дети которых занимаются граффити, в котором, помимо правовых и моральных аспектов, указывается на реальные опасности, подстерегающие «вольных художников»: это и вредное воздействие на кожу и дыхательные пути баллончиков с краской, и случаи тяжелых телесных повреждений при взрыве баллончиков, и даже смертельные случаи, когда не в меру распалившиеся художники падали с высоты или натыкались на высоковольтные линии и просто на оголившуюся проводку в стене. Осложняет дело и то, что обычно спрэйеры «выходят на дело» по ночам.
На сегодняшний день самым эффективным способом борьбы с вандализмом служит выделение легальных объектов для граффити, и в Берлине они есть. Там-то и создаются самые красивые и интересные картины. В Берлине самый большой объект, сплошь разрисованный граффити, – это сохранившийся трехсотметровый участок Берлинской стены, на котором в 1990 году свободные художники из многих стран мира рисовали композиции на тему свободы. Посмотреть этот шедевр уличного искусства можно и сейчас.

Информация для потерпевших
Что делать, если ваша собственность стала объектом особой любви? Дело в том, что чистые, однотонные стены и фасады, которые в ночное время практически не просматриваются с больших улиц, чаще всего подвергаются атакам граффити. Обезопасить свое имущество можно несколькими способами. Во-первых, вы можете поступить радикальным образом: пустить по стене растительность (например, плющ): по живым растениям достаточно сложно выводить узоры. Во-вторых, можно установить записывающие видеокамеры, направленные на нижние уровни здания. По крайней мере, если вы не убережете стены от рисунков, потом вы сможете идентифицировать обидчиков. В-третьих, своевременное удаление граффити, пусть даже вам и придется сделать это несколько раз подряд, делает работу спрэйеров практически бессмысленной. Учитывая тот факт, что они гордятся своими достижениями, можно надеяться на то, что, в конце концов, ваш дом станет им неинтересен.

Если все-таки ваш дом изрисовали – стоит сфотографировать рисунок (чтобы определить его стиль, который чуть ли не у каждого спрейера разный) и немедленно заявить в полицию. Конечно, живое наблюдение – самый эффективный способ для того, чтобы обезопасить себя от непрошеного декорирования своей собственности. Поэтому стоит поговорить с соседями, чтобы они по возможности следили за тем, что творится около вашего дома.



Граффити "Зачем?". Интервью с командой райтеров.

Разобраться в том, что же такое граффити — вандализм или искусство, нам помогут ребята из самой известной московской граффити-команды «Зачем?» Позе(П), Керл(К) и Шухер(Ш) (свои настоящие имена ребята просили не называть).

Что такое граффити?
  П: Мы часто пересекались с различными СМИ, давали интервью, все подробно рассказывали, а потом с ужасом читали сказки и бред. Наши идеи до такой степени искажали, что мы научились говорить о граффити, не объясняя, что это такое. Читаешь статью. Вроде речь о граффити, а на самом деле нет.

  К: Если говорить примитивно, то граффити называется разновидность живописи, сделанной в отличие от всех остальных не на бумаге, а на стенах, потолках, асфальте — словом, на плоскостях, совсем для нее не предназначенных. Дальше уже нужно разделять культуру граффити на официальную и хулиганскую. К официальной относятся модные художники, которые сидят дома, рисуют что-нибудь на вертикальной поверхности, потом делают популярные выставки и собирают деньги. Любой нормальный граффитчик скажет, что его искусство — дрянь. Хотя, возможно, лет в 50 все мы придем к тому же.

  П: Хулиганские граффити в первую очередь не домашние, а городские. Их делают на стенах домов, заборах, вагонах метро и поездах. Словом, в местах наибольшего скопления народа. Общедоступные рисунки на стене (или, говоря нашим языком, "бомба") представляют собой пример самого, что ни на есть свободного искусства. Мы просто рисуем то, что хотим. Нам наплевать, как наше творчество оценят знаменитые мастера кисти и акулы пера или сколько денег мы за него получим. Нам просто интересно, особенно если учитывать еще и то, что в отличие от творения на бумаге граффити увидят тысячи людей, которые удивятся, разозлятся или порадуются.

А что включает в себя культура граффити?
  Ш: Начиналось все с афроамериканских детей в США, слушающих рэп, носящих широкие штаны и говорящих друг другу: "Йо, чувак!". В заграничных фильмах 90-х годов их настенное творчество достаточно хорошо представлено.

  К: Сейчас все проще. Граффитчики слушают то, что им нравится, носят то, что практично и удобно. Я, например, некоторое время в качестве маскировки ходил с кейсом, в черном пальто, под которым у меня был перепачканный краской халат. Когда я рисовал, то снимал пальто, кейсом, набитым баллонами, загораживал рисунок от любопытных прохожих и "бомбил"...

  П: Хорошо быть высоким, чтобы "бомбить" выше всех, и хорошо быть маленьким, чтобы удачно прятаться. А когда ты рисуешь, например, синим цветом, то носишь только синюю одежду, дома у тебя синие обои и у твоей девушки синие волосы. Или ты "бомбишь" только двери дорогих магазинов, потому что ты их не любишь. Тогда ты настоящий художник — со своей культурой, идеей...

Откуда появились граффити?
  Ш: Есть много разных вариантов. Для меня более понятно, когда говорят, что в 50-е годы в Америке гангстеры, чтобы пометить свою территорию, квартал, который они «держали», писали на его стенах название своей группировки. Постепенно их надписи становились все затейливее и красочнее. Так появились граффити. Поэтому я считаю, что рисовать на стенах лучше всего именно буквы своего имени.

  П: А в России прообразом граффити можно считать пресловутые три буквы на заборе, надписи типа «Спартак — чемпион». Кстати, некоторые взрослые люди до сих пор ассоциируют граффити с футбольным хулиганством. А первыми советскими граффитчиками были Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Помните их «тэги» на стене ущелья: «Здесь были Киса и Ося». Первым настоящим отечественным граффитчиком был некий Баскет. Ему, наверное, сейчас уже лет 30, и он до сих пор рисует. Говорят, у него папа был дипломат и привозил ему из-за границы разные молодежные журналы, чтобы сынок учил язык. А сынок по ним учился «портить» стены.

  К: А следом за ним мы, старшее поколение граффитчиков. Тогда приобрести краску и насадки было настоящей проблемой. Свои «тэги» мы рисовали обычным гуталином для обуви, отбирали у младших братьев фломастеры, истершиеся маркеры заправляли пастой, спиртом, зеленкой, и ничего, малевали в своих дворах корявые закорючки. Главное — желание, а деньги и тому подобные буржуазные заморочки ничего никогда не значили и ничего до сих пор не определяют. Зато гоняли нас представители правопорядка не в пример меньше.

  Ш: Сейчас все проще. Мы покупаем в автосервисах баллоны для покраски машин, там же насадки, за маркерами для «тэгов» идем в канцтовары, но романтика куда-то исчезла, да и злиться люди стали сильнее.

Что такое "тэги"?
  К: "Тэг" в дословном переводе значит штамп, а у нас означает что-то вроде подписи. Все начинающие художники, у которых еще нет опыта или таланта рисовать большие "бомбы", просто маркером на стенах пишут красиво свое имя. Более опытные граффитчики оставляют "тэги" для своего продвижения. И еще по многим причинам.

  Ш: "Тэгирование" — существенный элемент культуры граффити, существующий еще и как самостоятельное направление настенной живописи. Я, например, несколько лет назад покрыл своими «тэгами» пол-Москвы. Случалось, что ко мне в компаниях подходили симпатичные девушки и говорили, что знают меня, потому что видели мой "тэг".

Как люди смотрят на то, что вы делаете?
  К: По-разному. Некоторые восхищаются. Бывали случаи, что ко мне подходили какие-то богатые дизайнеры, приглашали на работу, давали свои визитки. Взамен я давал им свои наклейки и посылал подальше. Искусство, как уже говорилось, не продается, тем более богачам.

  П: Действительно, случаи были самые разные. Один раз мы рисовали ночью на никому не нужной стене, и на нас напал бдительный прохожий, выгуливающий свою собаку. «Паршивцы, что вы делаете?» — проорал он и полез за пазуху. С нас три пота сошло, думали, сумасшедший вытащит нож или пистолет. А он достал пачку соли и стал в нас кидаться. Мы потом долго смеялись.

  Ш: А мне как-то раз в Питере помог самый настоящий бомж. Он спал в каком-то скверике, а я там начал рисовать. Он просыпается и говорит: «А я знаю, что ты хочешь сделать». Я очень удивился, а он продолжает: «Нарисовать выше всех». Изумленный, я подошел к нему, мы разговорились, и он показал мне лестницу, на которую можно залезть и сделать свое черное дело.

  К: По-моему, по-настоящему может оценить твою работу только тот, кто будет оттирать твое художество.

А родители как смотрят на ваше хобби?
  П: Мама одного парня из нашей команды, например, собственноручно стирает все заляпанные краской куртки, дает деньги на баллоны и просит, чтобы, как только заберут в милицию, вызывал ее — она уж точно спасет.

Проблемы с милицией серьезные?
  П: Пока нет. Конечно, есть статья за вандализм. Штрафы, административные наказания всякие, но чаще всего удается отделаться легким испугом. Менты отнимают все наличные деньги, баллоны, звонят родителям и на работу. Вот и все.

  К: Правда, однажды в одном подмосковном городе мы нарвались на ОМОН — вот тут никому мало не показалось. Меня били так больно, что я готов был подписать собственноручное признание о том, что именно я изнасиловал и убил всех женщин, мужчин и собак в их проклятом городе. Но самое интересное, что, после того как из меня сделали котлету, всех отпустили. А у меня не оказалось ни одного перелома. Вот что значит профессионалы.

  П: А вот в Европе за голову граффитчика положено большое вознаграждение, поэтому в Праге, где полно всяких памятников старины, местные жители по ночам только и делают, что ловят художников.

  Ш: Там вообще зверские нравы. Когда тебя ловят, то вешают на шею все граффити, нарисованные в твоем стиле, и если поймают одного человека из твоей команды, то посадят года на два и всех остальных. Поэтому к нам из Германии и Польши периодически совершают паломничество граффитчики, поставленные на учет дома. В Москве они находят достойное приложение своим силам.

Вы говорили, что разрисовали поезда дальнего следования и вагоны метро. Расскажите, как все проходило?
  К: С поездами просто. Надо проникнуть на какую-нибудь станцию и там найти стоящий на перегоне поезд. Железнодорожники ужасно ленивые — им неохота нас гонять. Один раз мы даже делали поезд с машинистом внутри, так он даже из кабины не вышел. Просто каждые пять минут проезжал по 100 метров, думал нас отпугнуть...

  Ш: Мы тоже однажды сделали поезд. Он готовился к эксплуатации. Такой весь новый, блестящий. Мы раскрасили его от и до. Неделю ночевали на поле возле станции, где он стоял. Все простудились, но дело доделали. Пришли на вокзал встречать своего красавца и тут обнаружили, что с другой стороны едет такой же разграффиченный состав. Получился настоящий парад крутых поездов.

  П: Но, конечно, высший пилотаж — раскрасить вагоны метро. Тут гораздо сложнее. Сначала надо пролезть в депо, проще всего через вентиляционную трубу, потом пройти мимо будки, где сидит злобный охранник, и тогда все вагоны часа на два твои. Тут еще очень важно не ошибиться, раскрасить именно тот вагон, который поедет не на переплавку, а на маршрут.

  К: Как-то мы пролезли в метро, прошли мимо пустого поста охранника и вдруг видим, что охранник в одном из вагонов распивает водку с уборщицами. Мы в ужасе бросились бежать, он за нами. Гонялись по пустым тоннелям часа два, потом он нас настиг. И тут кто-то предложил ему выпить коньячку, взятого на дело для согрева. Охранник не отказался, попил, поболтал с нами и вдруг заявляет: «Ну что, рисовать-то будете? Я пока на шухере постою!» Мы были просто в шоке.




История граффити


  Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинейджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние "райтеры" ни черта не заботились о том поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако, с появлением сотен "голодных" писателей, читаемость отдельного наскального хита стала приобретать особую важность и все с одной единственной целью - привлечь внимание прохожих. На этом этапе стиль письма и выбор места также играли заметную роль. Каждому хотелось выделится из общей массы и получить признание себе подобных.

  Но по-настоящему борьба развернулась, когда писатели открыли для себя подземку Нью-Йорка. Место было что надо - размалеванные хитрыми буквосплетениями, составы мчались туда-сюда, унося чьи-то имена. Краска граффити постепенно стала "просачиваться" внутрь вагонов. Теперь уже выбор локаций уступает в важности и первостепенности самому письму. Ведь изначально все буковки строились ровно в ряд и читались с пол-пинка. С появлением же радикальных стилей трудночитаемые каракули привлекали все больше внимания.

  А вот стиль письма, как способ узнать, кто эту гадость накалякал, исчерпал себя. И писатели устремились приручать цвет и размер. Некто Stey и кое-кто еще стали выписывать свои имена на внешности поездов тонкими вытянутыми белыми буквами. И - что делало их непохожими - во всю длину и ширину вагона.

  Открытие толстых колпачков привело к созданию подлинных шедевров. Так парень, СуперКуль заметил, что замена узеньких колпачков спрэющих баллонов на пузатые позволят ему "накрывать" больше поверхности широкими размашистыми "мазками". И вот, значит, этот Супер с баллоном желтого и розового и фэткэпом на конце вступил на территорию парка подвижных составов и выписал свой нэйм. Получились жирные розовые буковки в розовом окаймлении. Работа была так себе, но в то же самое время это был самый цветной и выразительный кусок в мире граффити, созданный в рамках "субвей систеам". А писатель фразы из бронкса был первым, кто развил успех СуперКуля и помог дизайну вырасти в буквах и сформироваться окончательно. Цвет и выделение буковок теперь стали аккуратными, и стили писателя из Бронкса получил название Бабл.

  Следующая революция в стиле произошла, когда Пистол - уже Бруклинский мастер - впервые нарисовал 3D. Работа состояла из самого имени в красно-белом с голубой окантовкой, что давало трехмерное настроение. Писатели со всего Нью-Йорка стекались, чтобы заценить этот пьес. Город бредил повторением подвига, но и думать не смел о состоятельности выполнения задуманного. Но время спустя люди добились своего, каждый делал 3D со своими штрихами - начались "стилевые войны".

  Как только культура заявила о себе в полный голос, был снят документальный фильм "Cтиль", написаны книги. Многие молодые люди стали извергать свои псевдонимы на улицах своих городов. Кто-то спрэил из-за моды и популярности, но еще больше тинов подошли к этому серьезно. Скоро мода прошла, и остались те, кто реально двигал культуру граффити много-много лет.

  Как, не обидно, но мы уже смирились с тем, что в Россию, все приходит с запозданием, та же ситуация и с граффити, когда в Америке и Европе (кто ездил, тот видел разбомбленные стены), после бурных бомбежек, граффити начало принимать цивилизованный оборот, в России оно только зарождалось. И не удивительно то, что все это было (и во многом остается) нелегально, вы можете себе представить что бы сделали с человеком расписывающим, автобус - в доперестроечные времена?

  В Россию граффити попало в конце 80-х годов, но лишь спустя более 10 лет, заполнила умы разно слоняющихся масс и, перехлеснув через край, вылилась в доселе невиданным причудливым узором на серые улицы. Прошли времена, когда практически о каждом новом рисунке можно было узнать от самих авторов задолго до его появления. Сегодня можно просто гулять по улицам и все время встречать все новые и новые работы. Надо признать: граффити в России перестало быть забавой немногих. Пришло время наглухо заспреенных кварталов, дерзких налетов - бомбингов, эрейзов, войны стен и подростковых "гангстерских" разборок...
Категорія: Graffiti · Додав: mr_smith (18.03.2009) · Автор: Петриченко Юрій Олександрович
Переглядів: 6434 · Правовласникам!
Рейтинг: 3.0/2
Всього коментарів: 0
Вгору
avatar

Оплата будь-яких послуг через інтернет

Вхід

Логін:
Пароль:

Інформація

Ваш IP: 54.167.18.170
Браузер:

Cайт живе: